ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТМОСФЕРНОЙ ЦИРКУЛЯЦИИ И ПОГОДЫ В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ В МАРТЕ 2016 ГОДА

В верхней стратосфере (на уровне АТ-10) в марте происходила перестройка циркуляции на летний режим. Ситуация в течение всего месяца была очень нестабильной. Стратосферный циклон в первой половине марта оставался чрезвычайно глубоким (аномалии геопотенциала вблизи центра в первой декаде составили -48 дам) и сильно смещённым к югу: его центр располагался над Скандинавией.

Смещению способствовало быстрое усиление стратосферного антициклона в первой декаде марта и его активное продвижение к полюсу – во второй. Аномалии геопотенциала вблизи центра антициклона превышали в это время норму более чем на 65 дам. Во второй декаде месяца циклон, заполняясь, раздваивался. Его основной центр при этом чаще всего находился над Западной Сибирью, второстепенный – над Западной Европой. Однако в третьей декаде марта перестройка затормозилась, поскольку антициклон значительно ослабел: геопотенциал в нём понизился примерно на 45 дам. Два циклона (на севере ЕТР и над Канадой) оттеснили его на Аляску, и их противоборство продолжалось до конца марта. В среднем за месяц аномалии геопотенциала в высоких широтах и  вблизи полюса превысили +100 дам, тогда как на всей остальной территории преобладали отрицательные аномалии, наибольшие из которых отмечались над Западной Сибирью (до -28 дам) и Центральной Европой (до -31 дам).

В экваториальной стратосфере западная фаза ветров квазидвухлетнего цикла, несколько усилившаяся в феврале, в марте продолжала ослабевать.



Рис.1.  Карта геопотенциала и аномалий геопотенциала АТ-500 (дам). Март 2016г.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      В средней тропосфере (на уровне АТ-500) циркуляция в течение месяца становилась всё менее интенсивной. Положение ложбин и гребней в целом соответствовало климатическому, однако в осреднённом за месяц поле геопотенциала отмечалось подавляющее преобладание положительных аномалий.  В полярных районах аномалии геопотенциала составили +6…+8 дам, что заметно ослабило околополярную циклоническую депрессию. Два основных её центра располагались над морем Лаптевых и над Баффиновой Землёй. Связанные с ними аномалии геопотенциала составили соответственно -2 дам над Восточно-Сибирским морем и -6 дам – на северо-востоке Канады. В первой и второй декадах марта более глубокими, чем обычно, были тропосферные ложбины над Европой, в связи с чем на среднемесячной карте сформировались области отрицательных аномалий геопотенциала до -2 дам над западом Средиземного моря и на ЕТР. Самые же большие отрицательные аномалии геопотенциала до -16 дам отмечались над заливом Аляска в ложбине, связанной с алеутским минимумом.  Их формированию способствовало смещение активной циклонической деятельности на  восток Тихого океана из-за блокирующих гребней и антициклонов, постоянно существовавших над Беринговым морем. На среднемесячной карте здесь отмечался самостоятельный антициклон с аномалиями до +8 дам. Интенсивные гребни и антициклоны регулярно формировались также на востоке Атлантики (аномалии до +7 дам): на осреднённых декадных картах самостоятельные антициклоны отмечались над Азорскими островами в первой декаде марта и  над Британскими островами – во второй.  Существенно выше нормы геопотенциал был также на всём азиатском пространстве: на северо-западе Китая аномалии составили +9 дам. В тропиках и субтропиках северного полушария геопотенциал тоже практически повсеместно превышал норму на +2…+7 дам.

Положение планетарной высотной фронтальной зоны (ПВФЗ) в марте бόльшей частью соответствовало норме. Только в двух районах её положение отличалось от климатического. Немного севернее (в среднем за месяц на 5˚) она располагалась в Северной Атлантике. На северо-востоке Тихого океана её положение было более южным, а отклонения в среднем за месяц составили примерно 12˚. Наиболее обострёнными оказались её участки на востоке Северной Америки и в Атлантике, на севере Сибири и в Тихом океане.

Интенсивность зональной циркуляции в средней тропосфере практически повсеместно была близка к норме. Лишь в высоких широтах II ЕСР индекс оказался превышен на 30%. Меридиональный перенос немного интенсивнее (на 24%) был в умеренных широтах III ЕСР. Во всех остальных районах оба индекса отличались от нормы несущественно.


                  

Рис.2. Карта давления и аномалий давления на уровне моря (гПа). Март 2016 г.

В осреднённом поле приземного давления все основные центры действия атмосферы были весьма активны. Азорский антициклон, более обширный и интенсивный, чем обычно, располагался несколько севернее своего климатического положения. На занятой им территории Атлантики аномалии давления составили +2…+5 гПа. Наиболее интенсивен он был в первые две декады марта, когда давление в его центре превышало норму на 10 гПа. Однако в первой декаде его влияние на Европу практически не распространялось.  Во второй же декаде из трёх центров антициклона самый интенсивный стабильно располагался над Британскими островами, охватывая своим влиянием и Скандинавию, и практически всю Западную и Центральную Европу. В связи с этим в Великобритании, скандинавских странах, на севере Европы и на севере ЕТР март был сухим и очень тёплым. Вместе с тем исландский минимум тоже был очень обширным и глубоким. Западный центр имел близкое к норме положение, восточный был смещён с Норвежского моря на Баренцево. Циклоническая деятельность на севере Атлантики, над Баренцевым и Карским морями оставалась активной в течение всего месяца, причём циклоны чаще всего смещались по более северным, чем обычно, траекториям. В связи с этим здесь сформировалась обширная зона отрицательных аномалий давления, наибольшие из которых отмечались севернее Шпицбергена (-8 гПа) и над морем Баффина (-11гПа). Месячные нормы осадков на этих территориях, как правило, оказались превышены, а аномалии температуры были просто колоссальны, особенно над российскими арктическими морями, почти постоянно находившимися под влиянием тёплых южных адвекций. Достаточно сказать, что на Земле Франца-Иосифа аномалия температуры в среднем за месяц превысила 12˚С.

Активная циклоническая деятельность, особенно в первые две декады марта, отмечалась на юге Европы: аномалии давления на западе Средиземного моря составили -4 гПа. Смещавшиеся на восток и северо-восток южные циклоны неоднократно вызывали сильнейшие осадки на Балканах, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Дожди на Балканах 6-7 марта, когда местами выпадало до 134 мм в сутки, спровоцировали сильные наводнения в Сербии. В целом же март в Европе по температуре оказался близким к норме в Западной и Центральной Европе и существенно теплее обычного в Восточной Европе, особенно на юге ЕТР. Месячные суммы осадков на бόльшей части территории Европы значительно превысили норму или были близки к ней. Особенно много дождей выпадало на западе Франции, на севере Испании, на юге Италии, в Греции, на западе Турции, а также во всей Восточной Европе, за исключением северных районов. Во второй декаде марта, когда атлантические и южные циклоны часто взаимодействовали в Восточной Европе, огромное количество осадков, в несколько раз превышавшее месячные нормы, выпадало на Северном Кавказе, в Поволжье и на южном Урале. Формировавшиеся при этом обширные глубокие ложбины нередко способствовали выносу полярных воздушных масс далеко на юг, провоцируя сильные дожди в Пакистане, Афганистане и даже на Аравийском полуострове. В ОАЭ и Омане суточные суммы осадков достигали 30-75 мм, что вызывало быстро развивавшиеся наводнения, приводившие к серьёзным разрушениям. Месячные нормы осадков оказались здесь превышены в 3-7 раз.

Сибирский максимум на среднемесячной карте выглядел довольно скромно. Положение его центра было достаточно стабильно и оказалось близким к климатическому (на западе Монголии), однако почти на всей занятой им территории отмечались отрицательные аномалии давления. В первой декаде марта он был вполне активен, так что его влияние распространялось и на Европу. Однако отмечавшаяся уже бурная циклоническая деятельность на его западной периферии во второй декаде месяца резко ослабила антициклон. В результате этой деятельности сформировалась обширная область отрицательных аномалий давления, занимавшая Восточную Европу, Урал, Западную Сибирь и Среднюю Азию. Наибольшие аномалии до -10 гПа отмечались в западном Казахстане. В третьей декаде антициклон несколько восстановил свои позиции, но в сфере его влияния находились уже, в основном, Юго-Восточная Азия и Якутия с Чукоткой. Следует отметить, что на востоке Якутии и на Чукотке антициклональная погода преобладала в течение всего месяца. Интенсивные антициклоны с центром над Восточно-Сибирским морем и севернее, с давлением в центре более 1030 гПа постоянно существовали здесь в первые две декады марта. На среднемесячной карте над этими территориями также отмечался самостоятельный обширный антициклон и большая область положительных аномалий давления от +2 до +8 гПа. Главным следствием таких циркуляционных процессов стали очень высокие температуры воздуха на всей территории Азии, особенно в Сибири, где на огромных пространствах среднемесячные аномалии превысили 4˚С. Наибольшие же аномалии (более 8˚С) отмечались в центральном Казахстане: сюда в тёплых секторах циклонов часто выносился воздух из субтропиков и даже из аравийских пустынь. Немного прохладнее было лишь в южном Китае, куда нередко происходили адвекции холода по восточной периферии сибирских гребней. Ослабленный антициклон и активная циклоническая деятельность обусловили большое количество осадков практически на всей территории Сибири. Особенно много их выпало на побережье Карского моря, в западном Казахстане, на юге Западной Сибири, на юге Красноярского края и в Забайкалье. Избыток осадков отмечался также в юго-западном Китае, где на южной периферии антициклона на обострённых полярных фронтах тоже происходил активный циклогенез (аномалии давления до -5 гПа), особенно во второй декаде марта. Дефицит осадков имел место в северо-западном и северо-восточном Китае, на севере Японии и на Чукотке.
 

В тихоокеанской паре ЦДА доминировал алеутский минимум. Обширный и очень глубокий, он был смещён к востоку. Центр депрессии располагался над заливом Аляска, а давление в центре было на 7 гПа ниже нормы. На южной периферии алеутского минимума аномалии давления достигали -12 гПа. Причиной его смещения стали гребни полярных и субтропических антициклонов, регулярно формировавшиеся в северо-западной части Тихого океана. Аномалии давления на западе Тихого океана в среднем за месяц составили +3…+8 гПа. Гавайский антициклон имел нормальное положение и интенсивность, но влияния на североамериканский континент оказывать не мог, т.к. тот находился под постоянным прессингом глубочайших тихоокеанских циклонов, особенно в первой половине марта. Траектории циклонов чаще всего проходили по южным канадским провинциям и по Среднему Западу США (аномалии -3…-5 гПа), в которых месячные суммы осадков оказались существенно выше нормы. Часто это были сильные снегопады, даже и в конце марта. Затем, взаимодействуя с тропическими влажными воздушными массами, циклоны часто углублялись и смещались на восток и северо-восток, неся большое количество осадков на Великие равнины, северо-восток США и юго-восток Канады. Нередко это сопровождалось сильнейшими грозами, крупным градом и отдельными торнадо. В начале месяца сильнейшие дожди обрушились на южные штаты от восточного Техаса до Флориды. Особенно сильными они были на севере Луизианы: суточные суммы осадков достигали здесь 160 мм, а за период с 9 по 13 марта выпало почти 305 мм осадков. Это привело к серьёзнейшим наводнениям в Луизиане. В северной Мексике 9 марта отмечались снегопады, сопровождавшиеся грозами. В третьей декаде месяца дожди, грозы  и торнадо в южных штатах возобновились, но причиной разгула стихии были уже южные циклоны. Несмотря на довольно переменчивую погоду, в целом март на североамериканском континенте был очень тёплым. Особенно велики положительные аномалии температуры оказались на севере Канады (более 6˚С), на  Среднем Западе США (более 7˚С) и на юге Аляски (более 8˚С), чаще всего находившихся под влиянием мощных адвекций тепла. Область отрицательных аномалий температуры сформировалась лишь в тыловой части алеутского минимума, самые большие из них (до -2˚) отмечались южнее алеутских островов. Прохладнее обычного март был и на востоке Канады.

Продолжавшееся в марте Эль-Ниньо способствовало бурной конвекции в экваториальных широтах востока Тихого океана. Пониженное в связи с этим давление отобразилось на среднемесячной карте в виде обширной области отрицательных аномалий до -2 гПа, весьма значительных для экваториальных широт. Результатом стало избыточное количество осадков практически на всей территории Мексики и в центрально-американских странах.

В тропической зоне южного полушария в марте образовался только один тропический циклон (норма 5,3). Циклон существовал в южной части Индийского океана (норма 3,3), был весьма интенсивен, но неопасен, поскольку находился далеко от островов и побережий.