ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТМОСФЕРНОЙ ЦИРКУЛЯЦИИ И ПОГОДЫ В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ  В  ИЮНЕ  2017 ГОДА

В средней стратосфере (на уровне АТ-10) в июне установился летний режим циркуляции. Располагавшийся на полюсе антициклон был стабилен, но в течение всего месяца геопотенциал в нём был ниже нормы. В первой декаде область наибольших отрицательных аномалий геопотенциала (до -23 дам) располагалась над Восточной Европой, Уралом и Западной Сибирью. Во второй декаде июня область отрицательных аномалий распространилась и к полюсу (до -25 дам). В третьей декаде геопотенциал на полюсе немного повысился, однако его отрицательная аномалии при этом увеличились до -34 дам.



           Рис.1.  Карта геопотенциала и аномалий геопотенциала АТ-500 (дам). Июнь 2017г.

В экваториальной стратосфере в июне произошла смена западной фазы ветров квазидвухлетнего цикла на восточную фазу.
В средней тропосфере (на уровне АТ-500) в осреднённом за месяц поле геопотенциала преобладали положительные аномалии. Наиболее необычные из них отмечались в высоких широтах. В первой половине месяца тропосферные гребни постоянно формировались над Западной Европой и восточной Атлантикой, часто распространяясь через Скандинавию до Шпицбергена. В первой декаде июня здесь существовал довольно обширный самостоятельный антициклон, а в среднем за месяц аномалии геопотенциала над Гренландским морем составили +3…+7 дам. На +3 дам  выше нормы геопотенциал оказался и над Чукотским морем, куда регулярно распространялись гребни из Северной Америки или Тихого океана, формируя самостоятельные антициклоны, особенно часто в первой половине июня. Практически постоянно в течение месяца интенсивные гребни занимали центральные районы Сибири, где в итоге на севере Красноярского края аномалии геопотенциала в среднем за месяц составили +11 дам. Несмотря на это околополярный циклонический вихрь не только сохранил свою глубину, но и оказался более глубоким, чем обычно: аномалии геопотенциала вблизи его центра составили -6 дам. Циклон был несколько смещён к югу и располагался у островов Северной Земли. Как и в мае, очень обширной, глубокой и устойчивой была тропосферная ложбина, занимавшая Восточную Европу, Урал и запад Западной Сибири. Аномалии геопотенциала в ней в среднем за месяц составили от -3 до    -11 дам на севере ЕТР. Большие отрицательные аномалии геопотенциала сформировались также в южной части атлантической ложбины. Это было связано с блокированием смещения циклонов на северо-восток и вынужденным их смещением по более южным траекториям. В итоге умеренные широты Атлантики оказались заняты обширной областью отрицательных аномалий геопотенциала, наибольшие из которых (до -8 дам) отмечались южнее Исландии. Аналогичная ситуация наблюдалась и на севере Тихого океана. В более обширной и глубокой, чем обычно, тропосферной ложбине, занимавшей весь север Тихого океана, наибольшие аномалии геопотенциала отмечались в южной её части. У побережья Японии они составили  -3 дам, у побережья Камчатки - до -5 дам, над заливом Аляска – до -6 дам. Отрицательные аномалии геопотенциала, связанные с активной циклонической деятельностью, отмечались также в восточной половине Северной Америки: в районе Великих Озёр их значения составили -3 дам.
В субтропиках и тропиках северного полушария практически повсеместно преобладали положительные аномалии геопотенциала. В центральной и южной Европе сформировались аномалии от +3 до +8 дам, над азиатским континентом – от +2 до +6 дам, в Тихом океане и на западе Северной Америки – от +2 до +5 дам.
Положение планетарной высотной фронтальной зоны (ПВФЗ) в июне заметно отличалось от климатического. В восточной Европе её отклонение к югу в среднем за месяц составило 10-12˚, в Атлантике – 5-7˚, на северо-западе Тихого океана – до 5˚. На северо-востоке Тихого океана резкие колебания в положении ПВФЗ приводили к её раздвоениям и разрывам. Наибольшие отклонения фронтальной зоны к северу происходили над центральными районами Сибири и в среднем за месяц составили 5-7˚. Наиболее обострёнными были её участки в атлантико-европейском секторе и в Тихом океане.
Расчёт индексов циркуляции показал, что и в целом по полушарию, и в отдельных естественных синоптических районах (ЕСР) они были близки к норме. Можно отметить лишь высокие широты II и III ЕСР, где зональный перенос оказался ослабленным примерно на 30%. В умеренных широтах этих районов он был несколько интенсивнее обычного (в среднем на 20%). Индексы меридиональной циркуляции повсеместно оказались близкими к норме.

            

Рис.2. Карта давления и аномалий давления на уровне моря (гПа). Июнь 2017 г.

Осреднённое за месяц поле приземного давления в прошедшем июне было больше похоже на апрельское или даже на мартовское. В умеренных широтах, вопреки обыкновению, происходила активнейшая циклоническая деятельность, и циклонические ЦДА оказались гораздо более глубокими, чем обычно. В первой и второй декадах июня очень глубокие атлантические циклоны непрерывной чередой шли на восток, смещаясь по югу Скандинавии и северо-восточной Европе на арктические моря и в Западную Сибирь. На среднемесячной карте центр исландского минимума оказался значительно смещён на восток и располагался южнее Исландии. Давление в центре было на 6 гПа ниже нормы, а смещение привело к формированию обширной зоны отрицательных аномалий давления в северной Атлантике, наибольшие из которых (до -7 гПа) отмечались восточнее Британских островов. Однако этот центр, пожалуй, можно назвать второстепенным, поскольку более глубокий и обширный циклонический центр сформировался на среднемесячной карте на севере ЕТР. Связанная с ним аномалия давления составила          -9 гПа на северо-востоке ЕТР и северном Урале. Восточная Европа в течение всего месяца находилась под влиянием атлантических и южных циклонов, их ложбин и фронтов. Поэтому осадков здесь выпадало, как правило, больше нормы, а температура была  значительно ниже обычной. На юг ЕТР, на Кавказ и Украину регулярно происходили адвекции холода, вызывавшие сильные ливни, грозы, град и шквалы. Аномалии давления на Кавказе в среднем за месяц составили -5 гПа. Холод провоцировал активный циклогенез в восточном Средиземноморье, в результате чего месячные нормы осадков были значительно превышены в Греции, Турции и на Ближнем Востоке.
Азорский максимум в среднем за месяц имел близкое к климатическому положение и интенсивность. В первые две декады июня его восточные гребни господствовали в Западной и Центральной Европе, что обусловило здесь очень жаркую погоду. Новые суточные максимумы температуры были зафиксированы во многих городах Европы. В Испании температура поднималась выше +42˚С, в Португалии из-за жаркой погоды бушевали лесные пожары, в которых погибло 57 человек. В третьей декаде июня, с возобновлением циклонической деятельности,  температура на западе и в центре Европы понизилась. Это сопровождалось сильнейшими ливнями, грозами и крупным градом: в Германии, к примеру, 22 июня выпал град диаметром до 3 см. При этом шквальные усиления ветра достигали здесь 35 м/с. Через неделю сильнейшие ливни в Германии повторились: за сутки выпадало до 140 мм осадков, что вызвало дождевые паводки и затопление метро в Берлине. Однако в среднем июнь оказался гораздо теплее обычного в Центральной и, особенно, в  Западной Европе. Характер распределения осадков был довольно пёстрым. Избыток их имел место в южной половине Франции, в Англии, в Германии, на севере Польши, в Прибалтике и Белоруссии. Дефицит осадков в среднем за месяц сформировался на бóльшей части территории Испании, в Португалии и Италии, на Балканах и в южной части Украины.
Очень дождливым и холодным июнь был на Урале и на севере Западной Сибири, в то время как в центральных районах Сибири было тепло и даже жарко, особенно в Красноярском крае.  Положительные аномалии температуры сформировались здесь под влиянием тёплых секторов западносибирских циклонов, смещавшихся на северо-восток, с одной стороны, и антициклональной погоды – с другой. Довольно устойчивая антициклональная погода отмечалась в Якутии в первой декаде июня и в Иркутской области и Бурятии – во второй. Характер распределения осадков в северной половине Азии был достаточно неоднородным, т.е. летним. Дефицит отмечался на севере Казахстана, на Алтае, в Забайкалье и на бóльшей части территории Монголии, в Амурской области и Якутии (за исключением северо-западных и северо-восточных районов).
Очень жаркая погода установилась в июне на Ближнем Востоке, особенно на юге Ирака и на юго-западе Ирана: здесь неоднократно фиксировались температуры выше  +50ºС. Сложившиеся циркуляционные условия способствовали выносу раскалённого воздуха в районы Средней Азии: значительно выше нормы температура воздуха была в Туркмении, Узбекистане и Монголии.
Центры азиатского сезонного минимума на среднемесячной карте были выражены хорошо. Восточный центр, обычно располагающийся на северо-востоке Китая, в прошедшем месяце был смещён на юго-запад и располагался на севере Китая на границе с Монголией (аномалии до -5 гПа). Количество осадков в северо-западных и северных китайских провинциях по этой причине многократно превысило норму. А южные районы страдали от муссонных дождей, особенно во второй половине месяца. Муссон в Юго-Восточной Азии в июне был очень активен, а для Китая стал подлинным бедствием: сели и оползни, вызванные проливными дождями, вызвали масштабные разрушения в центре и на юге Китая. Особенно пострадали провинции Сычуань, Хубей и Хунань. К концу месяца погибшими здесь числились более 50 человек, многие пропали без вести.
Муссонная депрессия над Индостаном имела близкие к норме положение и интенсивность. Индийский муссон в июне несколько опаздывал с приходом в северные районы Индии, но в последнюю неделю наверстал упущенное, и к концу месяца его северная граница имела уже близкое к климатическому положение. В среднем за месяц количество осадков соответствовало норме в южных и центральных индийских штатах, небольшой дефицит отмечался на северо-востоке страны, значительный избыток (до 52%) – на северо-западе.
В тихоокеанской паре ЦДА отмечались те же особенности, что и в атлантической. Алеутский минимум был более глубоким, чем обычно: аномалии давления вблизи его центра составили -4 гПа. Связанная с ним обширная ложбина занимала весь север Тихого океана, а аномалии давления в ней составили от -2 гПа (у Курильских островов) до   -5 гПа (над заливом Аляска). Особенно активна алеутская депрессия была в первой половине месяца. Тихоокеанские циклоны в это время смещались преимущественно на континент по Аляске, западным и южным канадским провинциям, вызывая в этих районах и на северо-западе США сильные дожди, в том числе и снегопады в горах. Гавайский максимум по положению, интенсивности и занимаемой площади в июне соответствовал норме. Во второй половине месяца влияние антициклона часто распространялось на восток и северо-восток Тихого океана, где его гребни, взаимодействуя с гребнями канадских и арктических антициклонов, формировали блоки. Циклоны в это время двигались, в основном, по более северным траекториям через Аляску в канадский сектор Арктики. Адвекции тепла, связанные с таким смещением циклонов, способствовали формированию положительных аномалий температуры на западе Аляски и в центральных провинциях Канады в районе Гудзонова залива. Активная циклоническая деятельность в центральных провинциях Канады проявилась на среднемесячной карте в виде самостоятельного циклонического центра западнее Великих озёр (аномалии давления до  -4 гПа). Влияние этих циклонов и их обострённых фронтов часто распространялось на Средний Запад США и на восточные штаты, где осадков выпало значительно больше нормы. Нередко это сопровождалось сильнейшими грозами и градом и даже торнадо: 12 июня, например, в Колорадо, Вайоминге и Небраске были зафиксированы 23 торнадо. На южном побережье США избыток осадков был связан, в основном, с влиянием тропического шторма «Синди», который вышел 23 июня на побережье штатов Техас и Луизиана. В прибрежных районах Луизианы, Миссисипи, Алабамы и Флориды произошли наводнения, а в Алабаме отмечались отдельные торнадо. Затем циклон смещался на северо-восток, вызывая сильные дожди в юго-восточных и восточных штатах.
Калифорнийский сезонный минимум на среднемесячной карте был выражен хорошо, чему немало способствовала жара, установившаяся на юго-западе США. Из-за экстремальной жары пожарами оказались охвачены огромные территории в штатах Аризона, Юта, Калифорния, Невада и Нью-Мексико.
Стоит отметить, что более глубокой, чем обычно, была экваториальная ложбина над Центральной Америкой (аномалии давления до -4 гПа), с чем были связаны сильнейшие дожди на юге Мексики, в Гватемале, в Венесуэле и Колумбии. По этой же причине много осадков выпало в июне на побережье Гвинейского залива и в более северных районах западной Африки.
В тропической зоне северного полушария в июне возникло 6 тропических циклонов при норме 4,8.
Два циклона сформировались в Атлантике (норма 0,6). Оба циклона оказывали влияние на сушу. Необычным было возникновение тропического шторма «Брет» у северо-восточного побережья Южной Америки. В этой части  Атлантики тропические циклоны до сих пор не возникали в начале сезона. В стадии тропического шторма с ветрами около 20 м/с он прошел по побережью Венесуэлы и Малым Антильским островам с сильными дождями. О влиянии тропического шторма «Синди» на побережье США уже упоминалось выше.
В северо-восточной части Тихого океана возникли 3 тропических циклона при норме 2,0. Два из них сформировались вблизи мексиканского побережья и оба вышли на берег. Циклоны не были интенсивными, но, тем не менее, тропический шторм «Кельвин» вызвал сильнейшие дожди в штате Оахака, где двое суток кряду выпадало по 200 мм осадков. Третий циклон этого региона «Дора» был весьма интенсивен и стал первым ураганом в сезоне, однако влияния на сушу он не оказывал.
На северо-западе Тихого океана в июне существовал один тропический циклон (норма 1,8). Циклон развился до стадии сильного тропического шторма и именно в этой стадии с ветрами до 25 м/с вышел на южное побережье Китая с очередной порцией сильных дождей.